Исповедь дизайнера

 

 

Когда дело касается взаимодействия дизайнера и заказчика в процессе разработки логотипа или фирменного стиля, в результате ожидается гениальный знак, отражающий все мечты и видения заказчика (даже те, о которых он ещё сам не догадывается). Так бывает, когда каждый знает, что ему нужно.

Среди заказчиков ходит слух, что сложность логотипа пропорциональна его цене (чем больше витиеватых линий и тайных элементов – тем дороже) и от дизайнера ожидается хитросплетение символов подобно семейным гербам давних аристократических династий. Думаете, чем сложнее логотип, тем лучше? Обратите внимание на крупнейшие мировые корпорации (Mercedes, Google, Apple, Microsoft, Nike и др.), их логотипы просты и лаконичны, за счёт чего заседают в голове огромного количества людей.

Правильный алгоритм разработки логотипа и фирменного стиля компании

После предварительного согласия на разработку заказчик получает бриф. Его цель проявить суть логотипа и обозначить пожелания заказчика.  После, при личной встрече проходит процесс обсуждения полученной информации, словесные наброски, согласование вектора движения. Вдохновлённый беседой и полный идей дизайнер обещает через 5-7 дней предоставить первые варианты. Как правило, это несколько концептуально разных эскизов логотипа (от 3-х до 5-ти). Из них заказчик присматривается к понравившимся элементам или целостному виду. Собирая эти образы прорисовывается черновой вариант, который дорабатывается и вписывается в фирменный стиль и остальную деловую документацию компании. Так рождается новый логотип компании.

Но не всегда так гладко складывается, и в этой статье я хочу затронуть точки взаимодействия заказчика и дизайнера, которые могут увести творческий процесс в далёкое плавание без пункта назначения.

В чём истинная ценность логотипа компании разработанного настоящим дизайнером

Эмоционально-смысловой посыл готового логотипа состоит из сути деятельности компании и взгляда на неё со стороны. Идеи заказчика конечно важны, но они не являются основными. Логотип презентует компанию в социуме (а не только среди сотрудников и деловых партнёров фирмы) и тут необходим трезвый взгляд со стороны. Именно профессиональный дизайнер не предвзято отражает в логотипе идеологию и преимущества компании.

Если уж Вы решили заказать логотип или фирменный стиль в рекламном агентстве – вам придется ему довериться!

Вы, как заказчик, можете быть очень довольны конечным результатом работы (ведь там всё как Вы хотите), но если дизайнер от безысходности «рисовал то, что нравится Вам», а не «генерировал истинный образ компании, проникая в ее суть» удачным такой логотип назвать затруднительно.

Помните, что логотип и корпоративная символика формируют образ долгой и успешной деятельности вашей компании!

Доверяя профессиональной интуиции графического дизайнера, Вы создаёте благоприятные условия для процветания своей компании!

Как порой это происходит в реальности

Звонок от заказчика. Определение сути проекта и ценовых рамок. Ознакомление заказчиками с готовыми проектами нашего агентства. Уклонение от заполнения брифа. Встреча и обсуждение вопросов из брифа, а также направления деятельности и основных пожеланий.

В результате стал проявляться образ заказчика и проекта.

Заказчик: фирма по проектированию и ремонту деталей для тяжёлого машиностроения, для которых точность в работе приобретает первостепенное значение.

Проект:

- логотип компании (графический образ и цветовое решение);

- фирменный стиль;

- остальная фирменная атрибутика (письмо, конверт, папка).

Эмоционально-графические критерии: солидный, серьёзный, но лаконичный.

В этом месте хочу высказать предположение по какой причине дальнейшие события развернулись непредсказуемо. В творческой работе особое значение приобретает понимание сути и конечного результата. Для этого составляется бриф для клиента и конкретизация пожеланий. Предпочтения заказчика, понятные дизайнеру, существенно упрощают работу и увеличивают вероятность создания «именно того» логотипа. Как нам понять друг друга? Получать конструктивные ответы (и даже критику) на варианты, отправленные дизайнером. Ответы «что-то не то» или «не нравится, переделывайте» не есть конструктивными и толкают на путь прямого воплощения «фантазий заказчика» вместо ясного понимания причин недовольства.

Игра в ксерокс или непредсказуемое количество вариантов логотипа

Вначале всё было по плану. Я отправила 4 различных варианта логотипа в соответствии с предварительными пожеланиями. В эскизах был графический символ рядом со шрифтовым написанием названия фирмы. Ответ получила уже через несколько часов.

«Нам не понравилось. Почему? Нет подходящих для нашей компании вариантов. Переделайте!»

Приступая к работе, я основывалась на личном понимании «почему и что не понравилось?» и создала ещё 6 вариантов непохожих на предыдущие. В этот раз комментарии последовали, хотя и отрицательные. В основном недовольство вызвано прямолинейностью. Были использованы образы инструментов (ведь они занимаются проектирование и ремонтом), что вызвало ассоциации несерьёзности и простоты. Компания желала себя позиционировать как «серьёзные люди, работающие головой».

Я вышла из положения предложив отказаться от графических символов и изобразить эмблему компании только шрифтом.

«Это очень скучно, с такой аббревиатурой нас спутают с другой компанией», -заявили заказчики.

Я перестала считать варианты отосланных логотипов. Терпеливо генерируя все новые и новые идеи, и старалась не придаваться мыслям, что заказчик не имеет представления чего хочет. Я была настроена серьёзно и задала вопрос на прямую:

«А какие логотипы нравятся Вам? Пришлите мне варианты» – спросила я через месяц после начала работы.

«Хорошо мы подберём и отправим» - спокойно ответили заказчики.

На основе полученных от заказчика логотипов я намерена была выявить тот самый элемент или образ, который удовлетворит их. Но, к сожалению, я получила пачку разношёрстных логотипов известных корпораций. Глубокий анализ на выявление общих элементов не дал ожидаемых результатов.

Неожиданно, у заказчиков родилась идея использования графического рисунка своей печати. Надеясь на то, что вариант, который предложили они всё-таки подойдёт я сделала около 10 вариаций на эту тему.

«Слишком просто» - ответили они – «Такого уже много».

Я начала побаиваться, что это никогда не закончится. Решив напомнить заказчикам, что у них уже есть из чего выбрать, я доработала предыдущие 3 варианта и отправила им. Не понравилось.

Возможно моим заказчикам уже надоело отбраковывать варианты логотипов, и мы решили переключится на фирменный стиль с условием, что попробуем использовать один из логотипов, что уже был отправлен.

«Да, это уже ближе к тому, что мы хотим. Давайте доработаем этот вариант» – наконец-то сказали они.

После этого последовали мелкие и частые комментарии с угрожающей точностью в миллиметрах, но с неопределённости мы сдвинулись.

После 3-х месяцев работы мы всё-таки смогли понять друг друга и утвердить окончательные варианты логотипа и остальной корпоративной атрибутики.

Оглядываясь на этот проект

Теперь я могу сказать, что больше всего усложняет работу и взаимодействие. Это неопределённость со стороны заказчика. Да, я понимаю, ему сложно перевести свои мысли в графические образы. Это работа профессионального дизайнера! Заказчик даёт направление движения, основные пожелания и безоговорочно способствует творческому процессу пока, дизайнер формирует образ логотипа, который действительно будет работать на благо компании.

В этом проекте логотип получился стильным и даже притягательным, но он не отображает сути компании. Они не живут одной жизнью – это 2 отдельно существующих субъекта: классный логотип и отдельно деятельность компании. Хотя заказчик очень доволен, получив полное эстетическое наслаждение от процесса.

Ответ на вопрос «почему логотип должен стоить дорого»

Во-первых, «дорого» довольно субъективное понятие. Но если мы говорим о процессе работы и оплаты за неё, то в творческом сегменте чётко обозначить количество рабочих часов (которые и являются критерием оценки) почти невозможно. В таком случае цена основана на престижности и добросовестности дизайнера. Задайте себе вопрос: «должна ли моя работа стоить дёшево?»

К примеру, логотип основанной Стивом Джобсом компании NeXT обошёлся в 100 000 долларов. За один вариант! При чём дизайнер (Пол Ренд) категорически отказался предоставить несколько вариантов.

«Я решаю вашу проблему, а вы мне платите, — заявил он Джобсу. — Вы вольны использовать логотип или нет, но это уже полноценный и самый удачный вариант».

Такая жёсткая деловая хватка, безупречный вкус и интуитивное понимание качественного продукта убедили Стива Джобса доверится профессионализму дизайнера и не задумываться о цене. Он создавал компанию мирового уровня и понимал, что «встречают по одёжке». Уважающая себя компания должна выглядеть достойно!

Неважно сколько мы платим за логотип сейчас. Значение имеет то,  какой энергией он заряжен и чем наполнит Вашу компанию в будущем. Доверяя чутью дизайнера, будьте уверены – вы получите самый удачный вариант!

Профессиональный дизайнер делает свою работу хорошо и назначает за не достойную цену!

P. S.

История приведенная выше является чистой правдой, поэтому по этическим соображениям я не буду указывать название и логотип компании заказчика. Единственное добавлю – я искренне желаю им достатка и процветания.

НОВОДИЗАЙН+